История Mercedes Benz Geländewagen

В нашей стране о Гелендвагене ходят чуть ли не легенды. Этот премиальный автомобиль пользуется высокой популярностью среди деловых людей, которые ценят комфорт и статусность. Роскошные, быстрые и брутальные внедорожники Mercedes-Benz имеют относительно недолгую, но насыщенную историю, факты из которой мало кому знакомы. Мы решили исправить этот недочёт и познакомить вас со всеми поколениями Гелика. Итак, погнали!

Поколения Гелендвагена

История Mercedes-Benz Geländewagen насчитывает три основных поколения автомобилей для бездорожья. Создание брутального внедорожника началась с необходимости удовлетворения нужд военных. Причём это были вовсе не немецкие, а иранские военные. Ближневосточному шаху Мохаммеду Резе Пехлеви́ захотелось оснастить свою армию уникальными в своём роде машинами, которые обладали бы высокой надёжностью. На фоне этого в 1972 г. компаниями Мерседес и Puch (поставляла различную полноприводную спецтехнику) был запущен проект для участия в тендере на производство армейского внедорожника ФРГ.

Данный тендер был проигран партнёрами, а победу одержал концерн Фольксваген, представивший модель Iltis. Прототипу Гелика не удалось пройти в конкурсе дальше из-за бо́льшей цены и отсутствия серийного производства. Тем не менее конструкция внедорожника имела очень высокий потенциал, к тому же авто обладало универсальностью – оно идеально хорошо подходило как для военных, так и для гражданских нужд.

Творцом будущей легендарной машины Gelandewagen стал Эрих Ледвинка. Его отец Ганс Ледвинка является создателем множества авто чешской марки «Татра». Ганс является создателем хребтовых рам, качающихся полуосей (ими комплектуются и сегодняшние армейские внедорожники Tatra), а также моторов с воздушным охлаждением.

Эрих решил продолжить дело своего отца и создавать машины с повышенными характеристиками проходимости. Под чутким контролем Эриха команда конструкторов иногда разрабатывала полноприводные базы (всего их было более 10), поэтому именно Ледвинке доверили создание машины по проекту. Хребтовую раму Эрих сразу же отверг, хотя шасси и являлось отличительной чертой Puch. В прочих моментах автомобили были умеренно-передовыми:

  • спереди тормозная система была представлена инновационными дисками;
  • подвеску сделали на пружинах (Ледвинка сразу «отмёл» рессоры);
  • передний и задний дифференциал получили возможность блокировки;
  • кузов стал целиком закрытым.

— Указанные конструктивные особенности выгодно отличали новый внедорожник от армейских автомобилей той эпохи.

Благодаря солидному финансированию и плану на закупку 20 000 внедорожников для иранских армейцев к 1978 машины начали выпускать серийно на предприятии в городе Грац (Австрия). К великому разочарованию для немецкого производителя, вскоре из-за Исламской революции шаху пришлось бежать из Ирана в Каир. Пришедшие вместо него фундаменталисты не имели в планах тратиться на Гелик. Проект остановился, поскольку и армия Бундесвера также не нуждалась в этом автомобиле.

Заявка на покупку внедорожников поступила от аргентинских военных, потом к ним присоединились и норвежцы. И только после этого авто приглянулось пограничникам и полицейским ФРГ. В дальнейшем машина обрела популярность среди многочисленных гражданских служб и частных лиц.

Первое поколение (W460, 1979–1990; W461, 1990–2001)

Основная история легендарного внедорожника Гелендваген берёт своё начало с первой модификации W460. Производитель запланировал выпуск автомобилей в пяти версиях кузова: фургоне, кабриолете с малой базой, длиннобазных трёх- и пятидверниках. Для армии дополнительно производилась открытая версия с удлинённой базой.

Разные машины комплектовались четырьмя видами двигателя: по два бензиновых и дизельных. Карбюраторные агрегаты для 230G на 90 «лошадок» и 150-сильные модели для 280G были дополнены дизелями OM616 на 72 «лошадки» для 240GD и OM603 с 88 л. с. для 300GD. Первые модификации в начале истории Гелендвагена характеризовались весьма скромной энерговооружённостью. Но любое авто можно было оснастить кондиционером, поскольку они предназначались для регионов с жарким климатом.

— На тот момент конкуренцию Гелику могли составить лишь Range Rover.

Конструкторы почти сразу приступили к усовершенствованию внедорожников. На удивление, покупателей больше интересовал мощный движок и закрытый кузов длинной базы. В 1982 г. машины оснастили лебёдками, автоматическими КПП и обновлёнными движками М102 для 230GE. Через год «автомат» стал классикой для бензиновых Гелендвагенов, а «механику» ставили как опцию.

В 1987 презентовали новую модель дизеля для 250GD, которая выдавала 84 «лошадки». Ежегодно конструкторы придумывали десятки усовершенствований, в т. ч. увеличили объём топливного бака. Изменениям подвергался внешний облик, интерьер. Так, чтобы поставить на Гелике более широкие колёса, производитель предусмотрел расширители арок, что стало важнейшим достоинством для широких «песчаных» покрышек.

Второе поколение (W463, 1990–2018)

История Гелика в современном виде началась в 1990 г. Внедорожники в модификации W463 выпускались вплоть до 2018 года. Облик машин изменился лишь частично, а внутреннее наполнение преобразилось кардинальным образом. Усовершенствованием уже занимались исключительно конструкторы Мерседес, а сами автомобили начали становиться только гражданскими. Для армии продолжали выпускать машины в 460-м кузове, а в 1991 версию упростили и назвали W461.

— С момента появления W463 гражданский Гелендваген впервые в истории перестали ассоциировать с армейским W460. Это были два отдельных автомобиля с разными кузовами, рамами.

Вначале W463 тоже комплектовали четырьмя вариантами движков. 230GE и 300GE уже начали оборудоваться новым мотором М103. Модели 250GD и 300GD обрели новый дизель OM603. В 1991 создали модель турбодизеля для 350GD с повышенной мощностью, а прежний мотор перестали выпускать.

В 1993 владелец Mercedes решил переименовать модели. Gelandewagen стали называть G class и внесли в категорию легковых авто. Моделям давали название по следующему принципу: G350 TD – G указывала на класс, а дальше указывали моторные индексы.

В том же году впервые в истории выпустили G500. Автомобиль оснастили двигателем V8 М117 – 16-клапанник уже немного устарел, но всё равно был хорошим решением для внедорожников. Новый агрегат выдавал уже 241 «лошадку», что стало неким рекордом для авто данной категории.

Спустя год модель G320 укомплектовали первым многоклапанным мотором М104, позаимствовав конструкцию с легковушки. В 1996 машина G350TD пополнилась электронно-управляемой 5-ступенчатой АКПП 722.6, а в дальнейшем этот «автомат» начали ставить и на остальные модели.

Если говорить о бензиновых моторах, то М104 весьма быстро был заменён на М112 для G320 в 1997. Также тогда появилась вторая в истории модель G500, оснащённая двигателем М113 на 296 л.с. Двигатель позволял разгоняться до 200+ км/ч, что весьма неплохо для «кирпича».

В 2000 усовершенствовали дизайн салона и создали систему Comand. Базовая версия уже выпускалась с эйрбэгами, вентилируемыми тормозными дисками спереди, ЦЗ, прочими новинками. Тогда же презентовали дизельную модель G400 с 250-сильным мотором. Также наросла мощность бензиновых движков – на Гелике G55 AMG поставили мотор 354 «лошадки».

В 2001 был снова обновлён салон, причём изменения стали ещё более кардинальными благодаря многофункциональному рулевому колесу, климат-контролю, Comand 2.0. Производитель выпустил новый турбодизель 2.7 для G270 CDI с системой электронного впрыска.

В 2002 были заменены тормоза. Инновационная ABS включила ESP (для внедорожников в базовой версии), 4ETS, BrakeAssist. Также была презентована новая модель G class 63 AMG с V12 движком М137 на 444 «лошадки».

В 2004 авто G 55 AMG оборудовали компрессорным мотором М113 на 476 «лошадей». В дальнейшем этот движок модернизировали для достижения 500 (2006 г.) и 507 «лошадей» (2008 г.). В 2012 на G 65 AMG вновь установили силовые агрегаты V12 М275, выдающие 612 лошадиных сил, а G 55 была заменена на G 63 с оснащением машины двигателем М157 на 544 л. с.

— в 2012 произошёл очередной серьёзный рестайлинг. Производитель обновил почти все системы, а также улучшил салон.

Характерные черты этого Гелендвагена – «айпадик» на головной консоли и уменьшенная брутальность. Внутреннее кузовное обновление было не сильно заметным, но внедорожник начали производить в соответствии с новыми нормами безопасности касательно лобовых и боковых ударов. Также во внедорожнике была полностью заменена электрика.

Помимо этого серьёзного обновления второго поколения Gelandewagen, можно отметить выпуск специализированных версий:

  • G500 Edition 30. Машина была выпущена лимитированной серией летом 2009 и посвящена 30-летию с начала истории Гелика. Данные авто оснастили дополнительными опциями: кузовом чёрного окраса, высококачественной обивкой из натуральной кожи, отделкой натуральной древесиной, легкосплавными 18-дюймовыми дисками.

  • G63 AMG 6x6. Это коммерческая армейская версия, сошедшая с конвейера в 2013. Единственный в истории шестиколёсный Гелик получил третью ось, портальные мосты, грузоподъёмность 650 кг, дополнительную люстру на крыше, дополнительный топливный бак и систему контроля за давлением в колёсах. Салон оснастили двумя капитанскими креслами на втором ряду. G 63 AMG 6x6 комплектуются V-образными 8-цилиндровыми двигателями на 5.5 литров, вырабатывающими 544 л. с. при 760 Нм, а в пару к нему поставили 7-скоростную автоматическую КПП.

  • G500 4x42. Авто начали производить в 2015. Модель рассчитана на тяжёлое бездорожье и стала альтернативой шестиколёсного G63 AMG 6x6. Это полноприводный Гелик с портальными мостами, сдвоенными амортизаторами, дополнительным накрышным освещением. На G 500 4x42 поставили V-образный 8-цилиндровый силовой агрегат двойного турбонаддува М176, вырабатывающий 422 «лошадки».

Третье поколение (W464)

В 2016 конструкторы Mercedes начали проектировать внедорожник в новом кузове W464. Gelandewagen третьего в истории поколения был официально презентован в январе 2018. Машина сохранила большинство внешних особенностей предшественников, хотя техническая составляющая была полностью переработана.

Несмотря на минимальные визуальные изменения, Гелендваген W464 получил кузов с совершенно новыми элементами, а все фары (как спереди, так и сзади) стали светодиодными. От предыдущих модификаций внедорожнику остались лишь дверные ручки, форсунки омывателя основных фар, кожух под запасное колесо. Также неизменным осталось лобовое сопротивление – коэффициент составил те же 0.54 ед.

— Габаритные параметры кузова нового Гелика (ДхШхВ): 4825 х 1931 х 1969 мм.

При разработке новой модели немецкий производитель уделил особое внимание безопасности (как водителей и пассажиров, так и пешеходов). В передней части нового Гелика были установлены специальные указатели поворотных сигналов, проваливающиеся в сторону крыльев в случае удара. К тому же силовой агрегат установлен немного глубже в подкапотном пространстве.

Новая модель Гелика оснащена многими системами, полезными для водителей с малым опытом: спутниковой навигацией, круговым обзором, контролем за слепыми зонами, распознаванием пешеходов, автоматическим экстренным замедлением. В помощь водителю дана автоматическая система парк-ассиста с передними и задними парктрониками. Для удобства внедорожник оснастили электромеханическим стояночным тормозом, боковыми зеркалами с сервоприводом и опцией подогрева. Ну и традиционно представлен бесключевой пуск мотора.

Если говорить о салоне, здесь тоже можно выделить несколько нововведений. Автомобили Mercedes Gelandewagen W464 могут похвастаться:
  • Совершенно новой центральной консолью с крупным 12.3-дюймовым мультимедийным дисплеем.
  • Обновлённой виртуальной приборной панелью – представлено два варианта исполнения: аналоговое, цифровое.
  • Шикарным основным тоннелем, вместительным боксом-подлокотником, подстаканниками.
  • Адаптивным климат-контролем, который поддерживает индивидуальные настройки для трёх зон.
  • Премиальной аудиосистемой Burmester, в состав которой входит аж 16 динамиков.
  • Высококачественной кожаной обивкой салона в нескольких цветовых гаммах.
  • Передними креслами с электрической регулировкой, опциями массажа, вентиляции и обогрева, а также регулируемым диваном второго ряда.
  • Роскошным трёхспицевым рулевым колесом, имеющим мульти-управление и кожаную оплётку.

Технические характеристики

Крайний в истории Mercedes Gelandewagen W464 оснащается двумя типами двигателей:
  • 2.9-литровый рядный 6-цилиндровый турбодизель для G400 мощностью 340 л. с.;
  • 4-литровые бензиновые турбомоторы V8, выдающие 422 (G500) или 612 л. с. (G 63).

— Тандем силовым агрегатам составляет 9-скоростная автоматическая КПП 9G-Tronic, которая дополнена раздаточной коробкой.

Последний в истории (на текущий момент) Гелендваген имеет стальную лестничную раму с независимой передней подвеской и неразрезным симметричным задним мостом (имеет 4 рычага и тягу Панара). Что касается полного привода, то центральным механическим дифференциалом тяга распределяется в соотношении 40:60 на заднюю ось. А электронно-управляемая муфта, отвечающая за блокировку привода, оснащена опцией принудительного замыкания.

Дата публикации: 06.02.2024

Автомобили из статьи:

ОТВЕТЬТЕ НА 4 ВОПРОСА ЗА 1 МИНУТУ
И ПОЛУЧИТЕ БЕСПЛАТНО:
+6 ЧАСОВ
+1 СУТКИ
ИЛИ
На первую аренду автомобиля
Укажите территорию аренды автомобиля:
Выберите назначение аренды автомобиля для Вас:
На какой срок нужен автомобиль?
Какую модель автомобиля хотите арендовать?
Нужна ли дополнительная услуга?